СОЛИТОН

  

  

НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

главная прайс-лист контакты перспективные разработки прайс-лист ZIP
 
команда   БРАТЬЯ ЛЕШЕГО   нпп солитон

 

                     
 

ЭКСПЕДИЦИЯ "НА КУРОРТЫ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА"

 
     
     
  << Назад    
     
     
  Теперь в магазин за пополнением припасов и на юг, в сторону Байдарацкой. И тут нас настигает пурга. На ощупь уходим с зимника, чтобы нас не снесли - видимость ноль метров, и «пурговать». «Пурговать» надо правильно. Для этого, во-первых, уйти с зимника на что-то твёрдое и высокое, чтобы не зацепили «гусянки»; во-вторых, выставить машины, чтобы они продувались и их не заметало, и чтобы можно было открывать двери (выходить иногда всё равно надо); впасть в философский транс и, главное, не проспать окончания пурги. Кстати, двери машин на севере надо открывать по одной, ни в коем случае нельзя открывать две двери, тем более с разных сторон – сразу всё тепло выдувает. Уже апрель вовсю, на юге весна, падает зимник Салехард – Надым, а это наша единственная дорога домой. В Новом Уренгое наши кроссовые тапочки (колёса БТР) для движения по дорогам общего пользования, а мы тут спим и ничего не можем поделать. Но, как известно, ничто не вечно под луной, и пурга потихоньку стихает. Видимость достаточная для движения ночью. Днём ехать крайне тяжело. Ровное, бестеневое освещение не позволяет видеть дорогу, не виден и рельеф местности.
По заведённой традиции в очередной «курортный» посёлок Байдарацкая прибываем ночью. Совершенно нет времени на фотосессию и осмотр местных достопримечательностей. Соблюдаем формальности на шлагбаумах, выясняем, что дороги дальше «точно нет», и пытаемся найти «дикий» зимник. Где-то далеко в тундре, в нужном нам направлении, видим фары. Подъезжаем, расспрашиваем про дорогу, получаем подтверждение про «козлячью тропу», и в ночь вперёд, то есть назад, на юг. Мы должны выйти на тот самый крест, где мы повернули направо на Сеяху, замкнув кольцо по Ямалу.
Едем бодро, благо ночь способствует. Наступают предрассветные сумерки, и мы становимся свидетелями феерического зрелища. Вокруг нас по линии всего горизонта образуется узкое ярко-голубое кольцо. Небо и тундра как бы слились и не различимы. Фотосессия, созерцание феномена.
 
     
     
     
       
     
  Кстати, даже в Салехарде нам впоследствии не объяснили, что это за оптический эффект. И тут нас настигает пурга. Опять правильное «пургование». Но мы как на иголках, можем не успеть пройти 501 стройку. С водительского места не видно ничего. Решаемся идти в ручной проводке. Андрей идёт впереди машин, буквально нащупывая дорожку ногами, а пилот ориентируется только на его силуэт. Всё равно иногда сваливаемся в «пухляк», но мы движемся. Впереди проглядывают какие-то силуэты. Подъезжаем и видим в низинке брошенную технику: КрАЗ, восьмиколёсный МАН, Уралы, прицеп. Все машины наглухо сели, и их бросили экипажи. Людей эвакуировали. Но одна машина работает, правда, без посторонней помощи ей не выбраться. Подходим к КамАЗу, а там один водитель. Спрашиваем: «Помощь нужна?» В ответ - отрицательное качание головой. От еды, воды и топлива также отказался. Выражение глаз одинокого водителя, оставшегося в обездвиженной машине посреди зимней тундры в пургу, описывать не берусь… Мы надеемся, что придёт бульдозер за всей этой «кучей» техники, и вытащит и этого бедолагу. Пока человек не потерял самообладание, шансы на выживание велики.  
     
   
     
   
     
   
     
     
     
   
     
   
     
   
     
   
        
   
     
   
     
   
     
   
     
     
     
   
     
  Мы потихоньку приближаемся к кресту. На нём мы ушли на восток, на Сеяху, а сейчас пришли с запада, с Байдарацкой, тем самым замкнув кольцо по Ямалу. Цель экспедиции выполнена полностью. Мы дошли не только до Сабетты, но рискнули и сделали красивый проезд до самой северной оконечности полуострова Ямал. Для того, чтобы не смазать это достижение, нам необходимо пройти до дома ещё пять тысяч километров, и каких... Дальнобой, идущий с Салехарда, говорит, что зимник на Надым падает и его вот-вот закроют, а нам даже до Салехарда ещё очень даже доехать бы.
Дорога нам уже известна, и мы включили режим «доезда». Впереди Пуета, там наш прицеп, «лишний» шмурдяк и, как оказалось, баня. В таких местах, на границе цивилизации с дикой природой, всегда находятся места для утомлённых, а то и измученных путешественников, в тёплых срубах, балках или чего там ещё бывает. Как показывает практика, есть баня, которая топится круглосуточно и круглогодично. Для проезжего люда эти «радости жизни» являются неоспоримой ценностью, а предоставляются, как правило, бесплатно. Мы попадали на такой «буфер» и в Эвенкийской тайге. Вдали от выдуманных ценностей всё встаёт на свои места.
Спасибо хозяевам за приют, баню, сохранность нашего имущества и за то, что они вообще такие есть. Мы покидаем Пуету.
Температура резко поднимается. Начинается обледенение трассы, дует сильный боковой ветер, сход машин с дороги и, как следствие, заторы. Дорога одна, и она сильно перегружена нескончаемым трафиком в обе стороны. Мы опять максимально используем возможности машин, чтобы двигаться, лавируя между жёстко севшими. Дорога изобилует крутыми спуск-подъёмами, которые при обледенении становятся почти непроходимыми для большегрузов, хоть и полноприводных. Но мы едем.
 
     
   
     
   
     
   
     
   
     
  В понедельник утром въезжаем в Салехард. Несмотря на отсутствие времени, мы едем в местный краеведческий музей им. Шимановского. Быть в Салехарде и своим глазами не увидеть мамонтёнка Любу, шерстистого носорога, мумию Шамана и много чего ещё, нельзя. Иначе Вы не были на Ямале. В прошлую поездку по 501 стройке в 2012 году мной и участниками той экспедиции в фонд музея были сданы артефакты с «дороги смерти», с благодарностью принятые научными сотрудниками.
В понедельник музей не работает! Ждать сутки времени нет. У охраны прошу пригласить директора по научной работе, ведь у них рабочий день. Через минуту пояснений кто мы и зачем здесь, нас спрашивают: «Вам экскурсию нормального формата на 2 часа или короткую на 1 час?» Мы спешим, зимник тает, поэтому просим покороче, на 1 час. Для нас любезно выделяют гида, мы вчетвером заходим в музей и пропадаем там на четыре часа! После осмотра всей экспозиции нас отводят в зал боевой славы, где мы совместно с сотрудниками музея под пристальные взгляды телекамер местного информационного телеканала изготавливаем ЗНАМЯ ПОБЕДЫ. От имени губернатора Ямала Кобылкина нам тут же торжественно его вручают. Под этим знаменем впоследствии 9 мая 2015 года в Саратове прошёл автопарад, посвящённый 70-летию Великой Победы.
 
     
   
 

    

 
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     
  Спасибо большое сотрудникам музея за внимание, нам уделённое, но нам пора. В этот раз не смогли попасть в Обдорский острог, наверное, в следующий раз. Так бывает всегда: проезжаешь очень много достойных мест, но что-то надо выбирать. Посетить всё просто невозможно. Мы даже не поехали к свежеобразованному Ямальскому провалу, хотя находились километров в тридцати от него. Но, надеюсь, не крайний раз в этих местах, всё впереди.
Въезжаем на зимник и видим, что он ещё стоит. Мы едем легко и непринуждённо, хотя уже встречаются машины, продавившие наст. Помогаем, чем можем. Оставляем лопату бедолаге, который не очень успешно ковыряет плотный, слежавшийся снег пластиковым ведром. Проезжаем петли, лавируем между озёр, преодолеваем короткие, но крутые спуск – подъёмы. Иногда зимник сужается до одной полосы и петляет между деревьев, и тут мы видим «картину маслом». На очередном крутом изгибе стоит самый обыкновенный асфальтовый тягач «американец» с полуприцепом. На вопрос, как ты сюда добрался, рассказ «в лицах» о том, как у него в Лабытнанги украли цепи на колёса. Машина тяжёлая, не полноприводная, поэтому едет перебежками. Ночью схватит морозец зимник - он проехал сколько-то. Днём стоит на твёрдом. На севере плохих водителей почти не бывает, плохие быстро заканчиваются, но этот просто Ас. Пожелав по дальнобойному друг другу «удачки», поехали дальше.
Встретили прямо на зимнике стадо оленей. Даже им по влажному снегу идти тяжело, что уж говорить про машины. Каждый год на зимнике остаются не успевшие «убраться» тягачи. Хозяева приезжают на следующий год по морозцу и прямо в тундре их реанимируют. Но бывает, что машины и разукомплектовывают. К сожалению, по тундре шарохаются разные люди.
В больших количествах встречается полярная куропатка, видим тетеревов, песцов… Просыпается природа. Кое-где вскрыты лишайники и мхи. Яркие цвета, красота сказочная.
 
     
   
     
   
      
   
     
   
     
   
     
   
     
  Зимник упал. Попадаются глубокие разрезы полотна от тяжёлых вездеходов – свидетельство наступившей весны. Мы в одиночестве в удовольствие катимся по тундре, нас снег ещё держит. Преодолеваем только что вскрывшиеся  ручьи и речки и с сочувствием вспоминаем водителя не полноприводной фуры, оставшегося далеко сзади.  
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     
  Появилась насыпь. Тянут дорогу Надым – Салехард. Сейчас Салехард отрезан от большой земли Обью с запада и тундрой с востока. Попасть в него можно сухопутным путём только зимой по временным дорогам. Стройка масштабная. Прокладывать полотно по вечной мерзлоте и сплошным болотам непросто даже с современной техникой. Оторопь берёт, когда видишь железную дорогу, проложенную вручную заключёнными ГУЛАГа ещё 60 лет назад … Построена железка в буквальном смысле на костях. Это 501 стройка, а ведь была ещё и 502, дошедшая до Игарки. На 502 стройке в тундре сохранилось даже депо с паровозами. После смерти Сталина стройки забросили, хотя сквозное движение уже было. Тогда не поняли значения северной дороги для страны и обрушились с недальновидной критикой на почившего вождя. Сейчас навёрстывают упущенное. Ведь чем выше по широте, тем короче и быстрее путь с запада на восток нашей необъятной (для не пропустивших школьный курс географии). На сегодня построены ещё более северные железные дороги, например, на Бованенково и Ямбург.
Наш СУ заканчивается. Уже Надым. Осмотр техники выявил лопнувшую привалочную плиту на ступице «Бойца». Техника здесь ни при чём, человеческий фактор, прозевали затяжку колёсных гаек, и возникший люфт сделал своё дело. Ехали мы на такой ступице достаточно много и по бездорожью, но всё равно лучше привести всё в порядок. После недолгих поисков по автохозяйствам находим старый ржавый ГАЗ-66, он становится донором. Мы снова на ходу и уже на асфальте. Всё «вкусное» внедорожное закончилось, и нам предстоит 3900 км доезда до дома.
В Новом Уренгое нас встречают телевизионщики. Интервью с участниками, короткий рассказ о поездке, и нам пора.
Переобуваем машины в назад с правильных «валенок» на кроссовые «тапочки». Переупаковываем шмурдяк, тех. контроль узлов и агрегатов на базе МЧС. Прощаемся с гостеприимными хозяевами, и в путь.
 
     
   
     
  Помнится, нам обещали в динамике показать «Шатл», поэтому в нетерпении «педалируем» в Катю (по дальнобойному). Алексей как всегда рад гостям. Баня, ужин в приятной компании единомышленников, рассказы, в основном о будущих поездках, и «гвоздь программы» - «Шатл». Выезжаем на внедорожный полигон и буквально наслаждаемся проходимостью «Шатла». Макаров Алексей очень опытный не только экстремальный путешественник, но и автоконструктор. В своё новое творение он заложил весь свой опыт, и получилось весьма достойно. По совокупным характеристикам просто не с чем сравнивать. Машина имеет колоссальный полезный объём, независимую подвеску, три оси, пневматики из кировских покрышек и легендарную Макаровскую надёжность. Убедиться в этом мне удалось лично. На «десерт» была предоставлена возможность поуправлять этим Колоссом.  
     
   
     
   
     
   
     
  Оставался небольшой рывок до дома. Можно уже подводить итоги.
Общий пробег составил более 12000 км, из них СУ порядка 5000 км.
 
     
   
     
  Цели и задачи, поставленные перед экспедицией, выполнены полностью.
Цель – дойти до Саббеты - перевыполнена. Дошли до самой северной точки полуострова Ямал и вышли на лёд Северного Ледовитого океана в проливе Малыгина в 13 км от острова Белый. Посетили почти все «курортные» посёлки Ямала: Новый Уренгой, Ямбург, Надым, Салехард, Пуета, разъезд Хралов, Сеяха, Сабетта, Тамбей, пляж на проливе Малыгина, Бованенково, Байдарацкая.
Отдохнули хорошо, только устали очень.
В экипажах не было травм, обморожений и прочих ненужных происшествий.
Техника проявила себя с хорошей стороны. Мы ни разу не занимались ремонтом в экстремальных условиях, всё было абсолютно прогнозируемо. Возимый комплект запчастей не пригодился (ура!). Мы ни разу за всю экспедицию не размотали лебёдки. Как уже исторически повелось, некую «прелесть» в жизни нам добавили пневматики, но это, скорее всего, из-за их уже очень длительного, многолетнего срока использования. На самом деле, на мой взгляд, покрышки фирмы «Арктиктранс» лучшие на Российском рынке пневматиков. Спасибо за это Шапиро Вадим Яковлевичу.
Пройти маршрут на север Ямала нам оказалось под силу, но и остров Белый должен увидеть наши протекторы...
 
     
     
     
<< Назад  
     
     
 
 
 

    

 

 НПП "СОЛИТОН"