СОЛИТОН

  

  

НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

главная прайс-лист контакты перспективные разработки прайс-лист ZIP
 
команда   БРАТЬЯ ЛЕШЕГО   нпп солитон

 

                     
 

ЭКСПЕДИЦИЯ "ТУНГУССКАЯ ЛЕГЕНДА"

 
     
  Часть 3  
     
  << Часть 2    
     
     
 

     А на берегу нас уже заждались. Знакомимся. Алексей  Антропов – депутат Ванаварского поселкового совета – сразу предлагает свою помощь прибывшим на его территорию экспедиционерам. Так как гостиницы заняты, он нам отдаёт для проживания временно пустующий ресторан со всеми мыслимыми удобствами. Угощает своей баней, что для нас было очень неожиданно и весьма кстати. На следующий день знакомит с посёлком и его людьми. Посещаем местную администрацию. Знакомимся с главой муниципального образования и обмениваемся сувенирами. Нам дарят Эвенкийский оберег, угощают тугунком. Что это – рассказать невозможно, это надо пробовать самому. Вкус невероятный. Под стать окружающей природе. Алексей оказался очень энергичным человеком, искренне радеющим за свой посёлок. Им организована структура, реализующая и контролирующая чистоту в посёлке. Ванавара очень аккуратный посёлок. Спасибо ему за помощь нашей команде. В Ванаваре мы посетили этнографический музей и музей метеорита. Встретили нас как добрых знакомых. Напоили чаем, подарили сувениры, провели очень интересную экскурсию. Спасибо Вам за это. Наш механик Андрей отремонтировал в музее давно сломанный патефон, чему сотрудники музея были очень рады. Прогулялись по деревянным тротуарам, полюбовались свежепостроенной очень красивой церквушкой, стоящей на крутом берегу Подкаменной Тунгуски.

 
     
   
     
     
   
     
     
   
     
     
   
     
     
   
     
     
   
     
     
   
     
     
   
     
 

    

 
   
     
     
   
     
     
   
     
     
   
     
     
   
     
     
   
     
     
   
     
     
   
     
     
   
     
     
   
     
     
   
     
     
   
     
     
   
     
     
   
     
     
   
     
     
   
     
     
   
     
     
   
     
     
   
     
     
   
     
       
   
     
     
   
     
     
   
     
     
   
     
     
   
     
     
   
     
     
   
     
     
   
     
     
     
     
     
     
        
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
        
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
        
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
       Нам рассказали про то, как местные полицейские всё лето отпугивают от границ посёлка обнаглевших мишек, рвущихся на "вкусные" помойки. Но пора расставаться. Одного из членов нашей команды Сан Саныча (внештатного корреспондента журнала «Полный привод 4х4) сажаем в самолёт. Работу никто не отменял, а отпуск у него заканчивается. Теперь нас трое, но потихоньку стал просыпаться двигатель "Волкодава".
    Дорога назад обещала быть очень интересной, так как пошли дожди. Нам сказали, что наш быстрый проход в Ванавару был обусловлен месяцем сухой погоды накануне, что для этих краёв большая редкость. Обратное форсирование Подкаменной Тунгуски, и мы начинаем движение домой.  
 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
       Выезжаем вместе с "газушкой". Экипаж гусянки едет в тайгу приводить в порядок зоны буровых работ. На рельефе им не сладко, слетают гусеницы. Но такая «мелочь» никого не останавливает. Километров через тридцать расстаёмся: они на месте, а нам дальше.    
     
     
     
     
       От Ванавары прошли километров пятьдесят, и у нас продолжились приключения с техникой. Порвался корд на покрышке "Ратибора". Запаска у нас тоже кончилась накануне. На старте СУ машины были обуты в покрышки 1300х590R20 с четырьмя слоями корда "Волкодав" и с двумя слоями "Ратибор". Так вот на обратном пути стал отрываться брекер на двухслойных покрышках. Теперь на две машины семь колёс – опять появилась возможность поломать голову и поработать руками. Две рваных покрышки после хирургических  манипуляций над ними ножом, шилом, прошивным крючком с толстой ниткой, куском стропы и болтами превратились в одну... Вставляем камеру (благо их есть), накачиваем и вперёд! (то есть назад домой). Засекаем, сколько км продержится сиё чудо инженерной мысли. Хватило на 20 км  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
       Теперь от Ванавары 70, а до Усть-Илимска 330 км, и у нас нет одного колеса... Но мы помним, что идём по траектории зимника, а это в условиях России многое значит. И мы правы! Находим покрышку нужного нам посадочного диаметра на 20. Поставив рядом неразборный колёсный диск шириной 350 мм и рваную покрышку от грейдера с толстенными боковинами, которая в два раза уже диска, абсолютно понимаем, что собрать всё это с камерой без шиномонтажного станка не хватит сил. И тут к нам подъезжает гусянка и первое, что мы от них слышим, – "вы что тут делаете, в двухстах метрах сзади вас медведица с медвежатами ходит!". Пальба в воздух, чтобы отпугнуть хозяев, и работа как-то сразу заладилась.    
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
       Уже стемнело, и мы решаем одну машину бросить в тайге, а на второй поискать место ночёвки. Километров в двух оказался брошенный балок с нарами, печкой и характерными надписями внутри на стенах. Для нас тогда – пятизвёздочный отель. Ужин, сон в крепости от мишек и надежда двигаться дальше – это маленькое счастье.
    "Ратибор" немного завалился на бок — разница в диаметрах колёс составила 35 сантиметров. Теперь движемся по максимально выверенным траекториям. Лысая покрышка маленького диаметра проходимости не добавляет. В раскисшей от дождей тайге "Ратибор" и "Волкодав" по очереди выдёргивают друг друга из засад, но мы движемся. Проезжаем ещё 20 километров, и покрышка окончательно рвётся. Мы же на зимнике – отправляемся на поиск следующей. Покрышку находим, и в этот прекрасный момент что то происходит с двигателем "Волкодава". Открываем капот и обнаруживаем развалившийся ролик натяжителя и сорванный ремень.
 
 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
       Изучение мануала говорит, что ехать мы можем, но не долго: не работает генератор, гидроусилитель руля и (о боже) кондиционер. Вариант один - продолжать движение, заряжаясь каждые четыре часа от "Ратибора". Замена аккумуляторов невозможна из-за особенностей конструкции. С «Волкодавом» разобрались, теперь покрышка, и тут началось! Впихнуть невпихуемое мы уже могли. Собрали, накачали, убедились, что при сборке порвали камеру монтажками, разобрали. Перерыв, дали себя погрызть мошке, одели москитки и вторая попытка. Собрали, накачали, убедились, что при сборке оторвали сосок камеры, разобрали. Ещё перерыв, на мошку уже почти не обращаем внимание. Собрать почти не возможно — покрышка очень жёсткая. Прикидываем варианты аварийного снятия с маршрута но получается очень долго – больше недели. С третьей попытки получилось! Мы хоть и раненые, но на ходу! Описывать ощущения пилота "Волкодава" при движении по сложнопересечённой местности на колёсах диаметром 1300 нельзя, всё может свестись к очень ограниченному лексикону, но мы едем! На дороге опять встретился мишка.    
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
       Он неторопливо и достоинством уступил дорогу. Зверь красивый с белыми треугольниками за ушами. Но мы движемся! И вот мы вырвались из тайги – мы  на буфере. Дорога назад заняла трое суток, но весьма насыщенными событиями.
    Буфер оказался весьма своеобразным местом и весьма необычным для человека, плохо знакомого с правилами тайги. Но по порядку. Первое, что мы увидели, были те самые "газели". Они хоть и вышли раньше нас на четверо суток, но пришли накануне вечером. У одной из машин разломился пополам коленвал двигателя ММЗ 245, и вторая тащила на буксире до буфера 50 км. Водителям "газелей", как оказалось, к таким напастям не привыкать. Ремонт они делают сами прямо под открытым небом. Возят с собой и коробки, и карданы, и поворотные кулаки – чего только у них нет. Ребята крепкие физически и главное – морально. К таким "мелочам" относятся философски.
 
 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
       Буфер представляет собой небольшой поселок, состоящий из центральной "усадьбы", вокруг которой расположены срубы и балки. На большем удалении располагается лесозаготовительная техника и склады леса. Находим старшего по буферу – Антона. Интересуемся, можно ли снять ночлег, и сколько стоит. Нам предоставляют новый сруб, причём совершенно бесплатно. Спрашиваем, есть ли баня. Ответ – баня топится круглосуточно, и пользоваться можно бесплатно. Но вопросы не кончились. Нам для «Волкодава» нужна зарядка. Нас отводят к мастерской, где предоставляют всё необходимое оборудование, и опять бесплатно.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
       Оставляем машину набираться электронов, а сами отправляемся в центральную «усадьбу», которая является в том числе весьма красиво и стильно сделанной столовой. Местная хозяйка – молодая девчонка – потчует нас очень не дурным ужином. Причём работает она до последнего посетителя, который может появиться и за полночь, а в шесть утра она уже на ногах – готовит завтраки. Кстати, плотный ужин на троих нам обошёлся в 200 рублей. Почти коммунизм. На буфере сухой закон и абсолютный порядок во всём. Очень дружелюбная обстановка. Даже огромные псы хозяев ведут себя деликатно с приезжими.    
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
       С удовольствием воспользовались чистой и уютной баней, расположились на свежеструганных полатях в избе и спать, подъём по последнему. На следующий день к обеду мы въехали в пожарную часть в Усть-Илимске попав в смену, которая нас и провожала на маршрут.    
     
     
     
     
       Принимаем поздравления с первопрохождением, делимся впечатлениями и начинаем готовить машины дальше домой. Нам что-то нужно делать с "Волкодавом", найти нужные детали на европейца в городе, "заточенном" на японцев, проблематично, в магазинах нет ничего подходящего. Но "чудеса" в Сибири продолжаются. Пока я разъезжал по городу в поисках нужных запчастей, меня остановил местный  житель с вопросом: "что шорохаемся"? Краткое пояснение проблемы и я уже в машине Ивана – так зовут нашего "спасителя", он везёт меня к токарю.    
     
     
     
     
       Рисую эскиз на куске картонки, и ждём час. Владимир выточил деталь, которая идеально заменила оригинальную немецкую. Спасибо ему огромное. Иван оказался человеком с весьма своеобразными и разносторонними интересами.. В том числе он показал построенный им автомобиль, который отражает его понимание внедорожника. На мой взгляд, очень рациональный подход, адаптированный под местные условия. Максимальная автономность экипажа, сочетающаяся с приличным комфортом. Кондовые мосты ЗИЛ 131 везут раму ГАЗона с фешенебельным утеплённым кунгом со всем необходимым оборудованием: кухня, спальные места, крышевой люк, генератор, танки для воды, спутниковая аппаратура и т. д. Жаль, что не было с собой фотоаппарата… А ещё он показал машину своего друга Александра. И в Усть-Илимске есть люди с буйной фантазией и золотыми руками. Причём золотыми без кавычек. Машина называется "Гектор". Самодельный кузов и рама с колёсами от "Кировца" ( К-700 ).  В Усть-Илимской тайге место только такой технике, но и нашей, конечно же (раз прошли маршрут). Машины обслужены и починены, и нам пора домой. Выдвигаемся налегке.    
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
       Прицеп с колёсами сдан в транспортную компанию. Он нам послужил верой и правдой далеко за гранью своих возможностей. В его активе горное прохождение по Северным Саянам, таёжный трафик вдоль БАМа и пять с половиной тысяч российского асфальта с перегрузом. Техника хоть и немецкая, но благодаря модернизации русскими руками выполнила свою задачу.    
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
       Пролетаем Братск, Тайшет, Красноярск. На пути встречаем водителей, которые живо интересуются нашими успехами. Оказывается, они нас видели, когда мы шли на Восток. Дорога одна (М5) поэтому встреч таких много. Позабавил один дальнобой, который делился своими "знаниями" про нас: "…да они тут каждый год в Ванавару ездят…". В общем, разговоры на 15 канале скучать не давали. На границе Новосибирской области и Красноярского края была интересная встреча.    
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
       На заправке к нам подходит молодой парень на костылях и без ноги и живо интересуется нашей техникой. Говорит, что про нас в интернете уже посмотрел. Где интернет? Да в машине. Старенький москвич, внутри ноутбук, по клавиатуре ходит маленький котёнок, а на экране наш сайт. Парень волею судеб некоторое время живёт в машине без денег, двигаясь потихоньку в Белоруссию к своей девушке. И что самое главное, он абсолютно позитивно настроен – русский человек. Желаем друг другу "удачки" (по-дальнобойному) и дальше на запад.    
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
       Возвращаться без приключений скучно. Поэтому заранее было принято предложение от Арена Дерби на участие в Тольятти в автобоях. Наш путь туда.   
     
     
     
  << Часть 2     
     
     
 
 
 
 

    

 

 НПП "СОЛИТОН"