|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СЕВЕР – это
уникальный мир, в котором всё
«по-взрослому», где каждый такой, какой
есть, где ни за кого не спрячешься, где
доблесть или подлость многократно
усиливаются. Север пропитан свободой и
красотой так же, как горем и
страданиями. На Севере переплетены
мощнейшая урбанизация с бескрайними
дикими просторами. Про Север можно и
нужно красиво писать и восторгаться им.
Он того заслуживает. Так как мы
производим технику, в том числе для
использования в экстремальных условиях,
поэтому нам туда. Задача нашей
экспедиции – проверка технических
решений, реализованных при модернизации
автомобиля серии «РАТИБОР», и испытание
вновь созданного автомобиля «БОЕЦ» в
условиях Крайнего Севера. Цель –
дойти до посёлка Саббета, по возможности
подняться максимально высоко на север и
вернуться без людских потерь своим ходом
домой в Саратов. Наш путь начинается
16 марта. Именно в этот день год назад
народ Крыма проголосовал за
воссоединение с Россией. Экспедиция
посвящена этому событию. Мы стартуем в
День воссоединения Российских земель.
В связи с географией маршрута
экспедиция названа |
|
|
|
|
|
|
|
|
"НА КУРОРТЫ
СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Автор: Жерновой Сергей. Редактор:
Жерновая Лариса. Использованы
фотографии участников экспедиции. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Экспедиция «НА КУРОРТЫ СЕВЕРНОГО
ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА» организована и
профинансирована Научно-Производственным
Предприятием «СОЛИТОН», г. Саратов.
В состав
участников вошли:
Жерновой Сергей - руководитель
экспедиции
Сосновский Антон - навигатор
Лавров Михаил - механик
Андрей Иванов - универсальный специалист
(присоединился в г. Н. Уренгой).
Для экспедиции подготовили два
автомобиля - "РАТИБОР - ПИКАП" и "БОЕЦ".
Для транспортировки топлива и колёс
низкого давления специально для этой
экспедиции разработали и изготовили
прицеп, с лёгкой руки одного из
участников процесса подготовки
названного "ДРАКАР". Сооружение
получилось на самом деле весьма
внушительное. Прицеп представляет собой
мощную раму из стальной трубы,
установленную на чулок заднего моста
ГАЗона с рессорами от ГАЗЕЛИ и
амортизаторами УАЗ.
В прошлых наших поездках прицеп
заставлял нас немало потрудиться и
руками, и головой, поэтому при создании
сего транспортного средства было уделено
особо пристальное внимание его
конструкции. У
автомобиля "РАТИБОР - ПИКАП" убрали
задний ряд сидений. По бокам поставили
рундуки, а по центру - воздушный
отопитель салона. Установили фаркоп от
военного УАЗа для буксировки
самодельного прицепа. На этом
радикальные изменения базового
автомобиля закончились. Подробности
конструкции автомобиля "РАТИБОР - ПИКАП"
на сайте soliton-saratov.ru.
Автомобиль "БОЕЦ" незадолго до
экспедиции прошёл сертификацию, и для
него это была первая серьёзная поездка.
Мат. часть автомобиля сильно отличается
от его компаньона. Зависимая рессорная
подвеска, мосты с барабанными тормозами.
И самое главное - установлен дизель
объёмом 3,8 литра фирмы КАММИНС. Кузов
применили от стандартного УАЗа
(однообъёмного). Задний ряд сидений
также был убран, смонтированы вдоль
бортов рундуки для шмурдюка и лабаза,
поэтому за спинками переднего ряда вдоль
автомобиля получилось большое
пространство длиной 190 см, что
позволило организовать полноценное
спальное место для 2-3 человек.
Интерьер салУна. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Во время
ночёвок пространство между рундуками
закрывалось панелями. На передней
панели, если её перевернуть, была
закреплена двухконфорочная газовая плита
с питанием от газового баллона. Средняя
панель выполняла функцию стола во время
приёма пищи, она поднималась и
фиксировалась на специальной стойке. В
итоге в импровизированной "столовой" с
комфортом размещались все четверо
экспедиционеров, хотя были моменты,
когда нас за столом было и шесть
человек. Для удобства попадания в салон
сзади была сделана специальная лестница,
которая крепилась на задней двери вместо
запасного колеса.
Эта же лестница использовалась для
обслуживания моторного отсека.
На машинах
установлен свет «по кругу», принайтовлен
внедорожный такелаж, лопаты
разнокалиберные с запасом, инструмент,
спец. инструмент, расширенный набор
запчастей, средства связи (личные и
мобильные) УКВ и СВ, навигация
OZI на
лэптопах и много чего ещё …
На всех
машинах были установлены автомобильные
электрические двухскоростные
четырёхтонные лебёдки нашего
производства серии «Витязь».
Благодаря
усилиям пилотов, штурманов и,
конечно же, самим машинам за всё
время нашей экспедиции лебёдки ни разу
не разматывались,
Машины
стартовали на шипованных покрышках от
БТР,
пневматики до начала Спец. Участка везли
с собой. |
|
|
|
|
|
|
|
|
ОПИСАНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕМОГО МАРШРУТА |
|
|
|
|
|
|
|
|
В Новом Уренгое планируется
проведение выставки «Новоуренгойский
Газовый Форум», и мы туда приглашены как
участники. Там же к нам планирует
присоединиться наш хороший знакомый
Андрей Иванов – экстремальный
путешественник, выживальщик, каскадёр и,
самое главное, просто хороший человек.
Он как раз должен был возвращаться из
очередной полярной авантюры и милостиво
принял приглашение поучаствовать в
другой, с нами. Поэтому время старта и
маршрут строятся исходя из этих событий.
Началом СУ назначен Н. Уренгой. Дальше
планируем дойти до Ямбурга, пересечь по
льду Обскую губу, выйти к посёлку Мыс
Каменный и по восточному побережью
полуострова Ямал дойти до Саббеты. В
Сабетте идёт грандиозная стройка –
углубляют фарватер на губе, строят
морской порт, аэродром, способный
принимать всё, завод СПГ, вахтовые
посёлки и много чего ещё.
После Саббеты планируем переход в
Бованенково и оттуда в Салехард на
«большую» землю. В качестве бонуса –
переход вдоль 501 стройки из Салехарда в
Н. Уренгой и далее домой в Саратов через
Екатеринбург (нужно ведь доставить
Андрея Иванова домой).
Навигатором экспедиции Антоном выверен
маршрут, просчитаны расстояния, закачены
генштабовские карты.
На всех экспедиционеров получены у
пограничников разрешения и допуска.
Дособраны
машины.
Закуплен месячный запас провианта.
Загружено снаряжение, топливо, 11
правильных колёс, запчасти и так далее,
и так далее. В общем, стандартный
комплект экспедиционного шмурдяка. Но
место для участников всё-таки осталось.
Мы готовы !!!
Едем на курорты
Северного Ледовитого океана! |
|
|
|
|
|
ЭКСПЕДИЦИЯ
НА ЯМАЛ |
|
|
|
|
|
Итак, 16 марта 2015 года мы стартовали.
Наш путь лежит по очень знакомой нам
трассе М5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кругом весна в разгаре, а мы
набрали тёплой одежды... Едем, на ходу
доделываем то, что не увидели при
подготовке, убираем всплывающие косяки,
вживаемся в график, в общем, всё как
всегда. Делаем
профилактику фаркопа силами экипажа. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На старте нас трое, поэтому режим
движения 4 на 2, то есть каждый
экспедиционер четыре часа рулит и два
часа - отдыхающая смена. Такой график
был отработан в прежних поездках и
хорошо себя зарекомендовал. Скорость
поддерживаем достаточно высокую,
временами … |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Едем, любуемся.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Встречаем много познавательного из курса
химии. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пролетают города и километры, и первой
нашей промежуточной целью является
Екатеринбург. Там живёт и творит
уникальнейший человек, чемпион по трофи
рейдам, организатор и участник
экстремальных экспедиций, талантливый
конструктор, создатель вездеходов
«МАКАР» - Алексей Макаров. Мы едем к
нему в гости.
Как всегда, хозяин очень
радушно нас принимает. Баня, делимся
планами, вспоминаем общих знакомых и на
десерт нам показывают НЕЧТО. Это нечто
называется «ШАТЛ». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Автомобиль поражает не столько
размерами, сколько наличием огромного
количества технических решений,
позволяющие «ШАТЛу» быть почти
абсолютным вездеходом. У Алексея с этой
машиной связаны совершенно невероятные
проекты, но это к нему…
Кстати, название «ШАТЛ» не имеет
никакого отношения к американцам, как
может кому-то показаться. Там тоже своя
непростая история. Но это опять к нему…
Алексей нам пообещал, что если мы
вернёмся с Северных Курортов, показать
«ШАТЛ» в динамике на импровизированном
полигоне. Забегая вперёд, скажу, что мы
вернулись, и на обратном пути Алексей
прокатил нас на «ШАТЛЕ» и мне даже
удалось поуправлять этим «кораблём».
Спасибо доброму хозяину, и мы
выдвигаемся дальше. Опять города и
километры. Проезжаем ночью
Ханты-Мансийск. Город красивый, хотелось
бы задержаться, посмотреть
повнимательнее, но график движения
превыше всего. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Импровизированный обеденный стол.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пока тепло, можно перекусить и на свежем
воздухе. Всё под контролем. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По пути
встречалась техника местных
кулибиных. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стали
встречаться характерные указатели, мы
проезжаем по Ханты-Мансийским Эмиратам. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пробуем заправиться.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Но этот способ на севере не работает.
Въезжаем в зиму.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Набираем воды из освящённого источника.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поставили флажок, и на Губкинский.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мы уже на севере.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подъезжая к старту СУ, то есть к Новому
Уренгою, звоним в Саратов нашим
«ангелам-хранителям» и просим у них
тёплый бокс для машин, недостающее
экспедиционное оборудование и жильё для
себя (чтобы полноценные кровати,
стиральная машина, кухня). Нас услышали,
и только успевай записывать – это там,
это там, а это там и нас уже везде ждут.
Как всегда, «ангелами - хранителями»
выступают Ирина Николаевна и Елена
Андреевна - сотрудники НПП «Солитон». Их
чёткие и оперативные действия не раз
помогали в наших теперь уже
многочисленных экспедициях. За что им
огромное СПАСИБО. Итак, мы в Новом Уренгое. Прошли первые
3600 км. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нас дружелюбно встречает дежурный наряд
местного МЧС.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Спасибо добрым людям за оказанную помощь
и советами, и действием. Отмываем
машины.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Переобуваемся – снимаем гламурные
«ботиночки» (шипованные колёса от БТР) и
одеваем «валенки» (пневматики
«Арктиктранс» размером 1300х500). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Появляется внутренняя
уверенность, что не зря приехали, хотя
это сейчас очень самонадеянно.
Встретились с давним знакомым
Александром Усковым – руководителем
внедорожного клуба «Адреналин» и местным
гуру по внедорожью. Как всегда, получили
очень дельные советы, помогающие выжить
в тундре. За что ему большое спасибо.
Виды Н. Уренгоя. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стоянка машин. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Официальная часть – выставка. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А мы тем временем готовимся к старту на
СУ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Закупаем солнцезащитные очки, обновляем
лабаз, заправляем топливо и газ. В
общем, ждём нашего четвёртого участника
– Андрея Иванова. Выставка закончилась,
интервью все розданы, планы
обнародованы, так что пути назад у нас
нет. Встретили
Андрея. Он с группой товарищей
ходил на Норильск, но так как он
трёхжильный и у него восемь жизней
(проверено), он буквально перепрыгивает
с машины на машину, и мы в полном
расчётном составе готовы тронуться на
СЕВЕР. Но не всё так просто. Дороги
(зимники) на севере ведомственные,
поэтому необходимо оформить спец.
пропуска. Опять звонки «ангелам -
хранителям», и все требуемые документы у
нас на лобовых стёклах. Мы движемся на
Ямбург. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И первый раз за эту поездку пересекаем
Северный Полярный Круг. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стела находится метров на триста
севернее. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Едем дальше. Погода ясная, лёгкий
морозец, под ногами асфальт – как-то всё
слишком хорошо. И тут всё встало на свои
места. Сильный боковой ветер, видимость
упала до 20 метров, метровые
перемёты попрёк всей дороги, застрявшие
машины. Иногда мы выходим из машин и
идем пешком перед машинами, потому что с
водительского места не видно ничего. На
идущем впереди штурмане надета
светоотражающая майка. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мы добрались до Ямбурга.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Встречаем земляков. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И
направляемся в МЧС. Как всегда и везде в
этих службах мы получаем радушный приём
и кров. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перетрясаем шмурдяк. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Готовимся к следующему этапу. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение >> |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|