СОЛИТОН

  

  

НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

главная прайс-лист контакты перспективные разработки прайс-лист ZIP
 
команда   БРАТЬЯ ЛЕШЕГО   нпп солитон

 

                     
 

ЭКСПЕДИЦИЯ "НА КУРОРТЫ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА"

 
     
     
     
  << Назад Продолжение >>  
     
     
  Выходим на лёд Обской губы и делаем комплексную разведку на местности. Опрос аборигенов даёт неутешительный результат. В этом году зима по местным меркам тёплая, поэтому очень снежная. Через губу на посёлок Мыс Каменный проехать мы не сможем – двадцать километров воды из шестидесяти всего расстояния. Местные не ездят даже на снегоходах. Печаль… Ну что ж – нормальные герои всегда идут в обход. И ещё вспомнилась поговорка про бешеную собаку, которой сто вёрст не крюк. Но мы то себя с ней не ассоциируем, наш крюк намного больше – порядка 2000 км. Куда ей до нас.  
     
     
     
  Итак, перекладывается маршрут – опять Н. Уренгой, дальше Надым, Салехард, Пуета и т. д. Поехали!  
     
   
     
  Выходим на печально известную 501 стройку. Бесконечное количество сгнивших мостов, насыпи с остатками рельс, семафоры и лагеря…  
     
   
     
   
     
     
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     
  Встречаем «одноклассника».  
     
   
     
     
     
  Полярные куропатки в родной среде обитания.  
     
   
     
   
     
  Для зимника типовая картина.  
     
   
     
   
     
   
     
  Обычное дело – дежурный приготовил горячий обед. Все к столу.  
 

    

 
   
     
     
     
   
     
  Едем дальше … но мы уже поели.  
     
   
     
  Увидели такое сооружение. Высота примерно 50 метров.  
     
   
     
  Кто знаком с радиотехникой, тот поймёт…  
     
   
     
  И вот мы в Салехарде. Второй раз за поездку пересекаем полярный круг.  
     
   
     
  Легендарный паровоз.  
     
   
     
   
     
   
     
  Навигатор Антон пробует себя в роли машиниста.  
     
   
     
  Нас встречает местный хозяин – Мамонт.  
     
   
     
   
     
  Фотосессия, и мы движемся дальше. К сожалению, сейчас не можем осмотреть город. Музей Шимановского, Обдорскую слободу, встречу с представителями СМИ… всё оставляем на обратный путь. Мы жёстко не в графике из-за 2000 км крюка, а весна нас гонит. Даже в Салехарде вскрыт асфальт, а нам надо ещё далеко на север…Дело в том, что зимник Салехард - Н. Уренгой     единственная для нас дорога домой, а он по определению сезонный и во второй половине апреля «падает», то есть тает, вскрываются болота, по которым он проложен, и зимник становится непроходимым. На нём каждый год остаются машины, не успевшие его пройти. В прошлую поездку «В гости к Мамонту»  у нас были встречи на зимнике с водителями, которые отогревали свою технику, брошенную год назад.
Итак, мы въезжаем на ЯМАЛ. Здесь свой мир со своими законами и  правилами. Дороги  - только зимники. Зимники делятся на две категории – ведомственный и неофициальный. Ведомственные зимники находятся в южной части и на севере Ямала. Они поддерживаются дорожными пикетами, расположенными через каждые 50 км и соединяют Посёлок Тамбей с Сабеттой и Бованенково. Ширина дороги иногда достигает 8 метров. От  Бованенково зимник идёт  на юг вдоль нитки газопровода до посёлка Байдарацкий. С юга зимник идёт от Салехарда на север до разъезда Пуета и далее до посёлка Новый Порт. Прокладывают его волокушами за мощными тракторами. Южная нитка зимника с северной официальной смычки не имеет. Ведомственные зимники поддерживаются в приличном состоянии, но движение по ним запрещено – собственность газовых компаний. На Ямале газодобывающими компаниями введён сухой закон, что весьма способствует дисциплине и порядку.
Есть зимники и неофициальные. Их также называют «дикие», «козлячья тропа» и тому подобное. «Дикие» зимники не прокладывают волокушами, их натаптывают машинами, начиная с первых крепких морозов.
 
     
   
     
   
     
   
     
   
     
  Накатывают их, проезжая строго по своим следам каждый рейс. Получается два параллельных утрамбованных следа шириной с колесо каждый. После пурги или снегопада задача водителя - попасть на утрамбованную колею. Если промахнулся, то сваливаешься в «пухляк». Гружёный Урал встаёт на колею без посторонней помощи в среднем за 4 часа. Водитель «топчет» траекторию для заезда на зимник.  
     
   
     
   
     
 

Северные водители

 
     
   
     
  Поэтому, ездят, как правило, в несколько машин. Хотя встречаются и полные «отморозки» - едут не только в одну машину, но и в одного водителя. Районы, по которым натоптаны «дикие» зимники, буквально усеяны остовами машин, водители которых не справились с Севером…  
     
   
     
   
 

 

 
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
 

    

 
  Иногда встречаются артефакты, к автомобилям отношения не имеющие. Срединная часть Ямала попадает в зону, куда падают ступени ракет при запуске с Плисецкого.  
     
   
     
   
     
  «Дикие» зимники «топчут» частные перевозчики, отправляясь в рейс на свой страх и в том числе финансовый риск. Поэтому отношение к дороге у них весьма конкретное. Если, не дай бог, по «дикому» зимнику пройдёт что-то типа «Трэкола», то, скорее всего, водитель будет найден, и он этот сезон ездить уже не будет. Дело в том, что ширина колеса «Трэкола» в два раза шире, чем у Урала или  КамАЗа, и водитель не видит «своего» следа. В итоге машина сваливается в «пухляк» и начинаются те самые 4 часа. И так постоянно, пока «Трэкол» не сойдёт с «козлячьей тропы» и не откроется «родной» след. Скорость на ведомственном зимнике может достигать до 30 км/час, а на «диком» вряд ли превысит 10 км/час. Но нам иногда удавалось ехать и 15 км/час. Нюансов на Севере много. Их необходимо знать и соблюдать.
Тем временем мы подъезжаем к посёлку Пуета. Здесь почти весь трафик уходит на восток, на Новый Порт. В посёлке оставляем прицеп, движение с ним крайне скованно. Переупаковываем шмурдяк, оставляем «лишнее» снаряжение. Посёлок Пуета находится на линии, соединяющей южные оконечности Байдарацкой и Обской губы, и тем самым является географическим началом Ямальского полуострова. Первая же ночь на Ямале подарила нам Северное Сияние.
Теперь мы встаём на «дикий» зимник и идём по нему до Креста. Крест – это Т- образный перекрёсток: налево пойдёшь - в Байдарацкую попадёшь, направо пойдёшь - в Сеяху попадёшь. Крест находится примерно в срединной части Ямала на максимальном удалении от ближайших посёлков, примерно в 200 км от жилья. Встретили колонну КамАЗов и Уралов,  шедших со стороны Байдарацкой. Спрашиваем, сколько шли. Кто-то ехал 3 суток, но есть машины, пробивавшиеся по «дикому» зимнику 10 суток. А ведь «всего» 200 км. На улице яркое солнце, лёгкий морозец, но не верить водителям глупо.  Мы вышли из машин, прочитали свой маршрут, наклеенный на бортах, и выбрали максимально короткий путь в Сабетту. Нам направо через Сеяху.
 
     
   
     
  Успешно форсировали железную дорогу и вышли к излучине реки Юрибей. На высоком правом берегу расположено священное место местных жителей.  Это их кладбище.  
     
   
     
   
     
  Беспокоить его не нужно.  
     
  Встречается стойбище, общение с хозяевами и их домашними животными приносит много весёлых минут. Делимся фруктами и дальше. В Сеяху  въезжаем ближе к полуночи, но нас готовы ждать круглосуточно, ведь МЧС бодрствует всегда.  
     
   
     
   
     
  Мы как всегда останавливаемся у спасателей. Нам предоставлены кровати, кухня, топливо и радушный приём. Всё-таки удивительную службу создал Сергей Кажугетович, там работают люди, действительно пришедшие туда по призванию. Ночь не в тесных машинах, и мы полны решимости двигаться дальше. Впереди уже явственно замаячила Главная Цель нашей поездки – Сабетта.  До неё вдоль берега губы всего  150 км  «козлячьей тропы». 
Плотно перекусив на морозце мороженым, неспешно дефилируем в сторону губы.
 
     
   
     
     
     
  << Назад Продолжение >>  
     
     
     
 
 
 

    

 

 НПП "СОЛИТОН"