|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЭКСПЕДИЦИЯ "НА КУРОРТЫ
СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА"
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
<< Назад |
Продолжение >>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выходим на лёд Обской губы и делаем
комплексную разведку на местности. Опрос
аборигенов даёт неутешительный
результат. В этом году зима по местным
меркам тёплая, поэтому очень снежная.
Через губу на посёлок Мыс Каменный
проехать мы не сможем – двадцать
километров воды из шестидесяти всего
расстояния. Местные не ездят даже на
снегоходах. Печаль…
Ну
что ж – нормальные герои всегда идут в
обход. И ещё вспомнилась поговорка про
бешеную собаку, которой сто вёрст не
крюк. Но мы то себя с ней не
ассоциируем, наш крюк намного больше –
порядка
2000 км.
Куда
ей до нас. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итак, перекладывается маршрут – опять Н.
Уренгой, дальше Надым,
Салехард, Пуета
и т. д. Поехали! |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выходим на печально известную 501
стройку. Бесконечное количество сгнивших
мостов, насыпи с остатками рельс,
семафоры и лагеря… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Встречаем «одноклассника». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Полярные куропатки в родной среде
обитания. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для зимника типовая картина. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обычное дело – дежурный приготовил
горячий обед. Все к столу. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Едем
дальше … но мы уже поели. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Увидели такое сооружение. Высота
примерно
50 метров. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кто знаком с радиотехникой, тот поймёт… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И вот мы в Салехарде. Второй раз
за поездку пересекаем полярный
круг. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Легендарный паровоз. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Навигатор Антон пробует себя в роли
машиниста. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нас встречает местный хозяин – Мамонт. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фотосессия, и мы движемся дальше. К
сожалению, сейчас не можем осмотреть
город. Музей Шимановского, Обдорскую
слободу, встречу с представителями СМИ…
всё оставляем на обратный путь. Мы
жёстко не в графике из-за 2000 км крюка, а весна нас
гонит. Даже в Салехарде вскрыт асфальт,
а нам надо ещё далеко на север…Дело в
том, что зимник Салехард - Н. Уренгой
–
единственная для нас дорога
домой, а он по определению сезонный и во
второй половине апреля «падает», то есть
тает, вскрываются болота, по которым он
проложен, и зимник становится
непроходимым. На нём каждый год остаются
машины, не успевшие его пройти. В
прошлую поездку «В гости к Мамонту»
у нас были встречи на зимнике с
водителями, которые отогревали свою
технику, брошенную год назад.
Итак, мы въезжаем на ЯМАЛ. Здесь свой
мир со своими законами и
правилами. Дороги
- только зимники. Зимники делятся
на две категории – ведомственный и
неофициальный. Ведомственные зимники
находятся в южной части и на севере
Ямала. Они поддерживаются дорожными
пикетами, расположенными через каждые
50 км
и соединяют Посёлок Тамбей с Сабеттой и
Бованенково. Ширина дороги иногда
достигает
8 метров. От
Бованенково зимник идёт
на юг вдоль нитки газопровода до
посёлка Байдарацкий. С юга зимник идёт
от Салехарда на север до разъезда Пуета
и далее до посёлка Новый Порт.
Прокладывают его волокушами за мощными
тракторами. Южная нитка зимника с
северной официальной смычки не имеет.
Ведомственные зимники поддерживаются в
приличном состоянии, но движение по ним
запрещено – собственность газовых
компаний. На Ямале газодобывающими
компаниями введён сухой закон, что
весьма способствует дисциплине и
порядку. Есть зимники и
неофициальные. Их также называют
«дикие», «козлячья тропа» и тому
подобное. «Дикие» зимники не
прокладывают волокушами, их натаптывают
машинами, начиная с первых крепких
морозов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Накатывают их, проезжая строго по своим
следам каждый рейс. Получается два
параллельных утрамбованных следа шириной
с колесо каждый. После пурги или
снегопада задача водителя - попасть на
утрамбованную колею. Если промахнулся,
то сваливаешься в «пухляк». Гружёный
Урал встаёт на колею без посторонней
помощи в среднем за 4 часа. Водитель
«топчет» траекторию для заезда на
зимник. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Северные
водители
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поэтому,
ездят, как правило, в несколько машин.
Хотя встречаются и полные «отморозки» -
едут не только в одну машину, но и в
одного водителя. Районы, по которым
натоптаны «дикие» зимники, буквально
усеяны остовами машин, водители которых
не справились с Севером… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Иногда
встречаются артефакты, к автомобилям
отношения не имеющие. Срединная часть
Ямала попадает в зону, куда падают
ступени ракет при запуске с Плисецкого. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Дикие» зимники «топчут» частные
перевозчики, отправляясь в рейс на свой
страх и в том числе финансовый риск.
Поэтому отношение к дороге у них весьма
конкретное. Если, не дай бог, по
«дикому» зимнику пройдёт что-то типа
«Трэкола», то, скорее всего, водитель
будет найден, и он этот сезон ездить уже
не будет. Дело в том, что ширина колеса
«Трэкола» в два раза шире, чем у Урала
или
КамАЗа, и водитель не видит
«своего» следа. В итоге машина
сваливается в «пухляк» и начинаются те
самые 4 часа. И так постоянно, пока
«Трэкол» не сойдёт с «козлячьей тропы» и
не откроется «родной» след. Скорость на
ведомственном зимнике может достигать до
30 км/час, а на «диком» вряд ли превысит
10 км/час. Но нам иногда удавалось ехать
и 15 км/час. Нюансов на Севере много. Их
необходимо знать и соблюдать. Тем
временем мы подъезжаем к посёлку Пуета.
Здесь почти весь трафик уходит на
восток, на Новый Порт. В посёлке
оставляем прицеп, движение с ним крайне
скованно. Переупаковываем шмурдяк,
оставляем «лишнее» снаряжение. Посёлок
Пуета находится на линии, соединяющей
южные оконечности Байдарацкой и Обской
губы, и тем самым является
географическим началом Ямальского
полуострова. Первая же ночь на Ямале
подарила нам Северное Сияние.
Теперь мы встаём на «дикий»
зимник и идём по нему до Креста. Крест –
это Т- образный перекрёсток: налево
пойдёшь - в Байдарацкую попадёшь,
направо пойдёшь - в Сеяху попадёшь.
Крест находится примерно в срединной
части Ямала на максимальном удалении от
ближайших посёлков, примерно в
200 км
от жилья. Встретили колонну КамАЗов и
Уралов, шедших
со стороны Байдарацкой. Спрашиваем,
сколько шли. Кто-то ехал 3 суток, но
есть машины, пробивавшиеся по «дикому»
зимнику 10 суток. А ведь «всего» 200 км.
На улице яркое солнце, лёгкий морозец,
но не верить водителям глупо.
Мы вышли из машин, прочитали свой
маршрут, наклеенный на бортах, и выбрали
максимально короткий путь в Сабетту. Нам
направо через Сеяху. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Успешно форсировали железную дорогу и
вышли к излучине реки Юрибей. На высоком
правом берегу расположено священное
место местных жителей.
Это их кладбище. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Беспокоить
его не нужно. |
|
|
|
|
|
Встречается стойбище, общение с
хозяевами и их домашними животными
приносит много весёлых минут. Делимся
фруктами и дальше. В Сеяху
въезжаем
ближе к полуночи, но нас готовы ждать
круглосуточно, ведь МЧС бодрствует
всегда. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мы как всегда останавливаемся у
спасателей. Нам предоставлены кровати,
кухня, топливо и радушный приём.
Всё-таки удивительную службу создал
Сергей Кажугетович, там работают люди,
действительно пришедшие туда по
призванию. Ночь не в тесных машинах, и
мы полны решимости двигаться дальше.
Впереди уже явственно замаячила Главная
Цель нашей поездки – Сабетта.
До
неё вдоль берега губы всего
150 км
«козлячьей тропы».
Плотно перекусив на морозце
мороженым, неспешно дефилируем в сторону
губы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
<< Назад |
Продолжение >> |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|