СОЛИТОН

  

  

НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

главная прайс-лист контакты перспективные разработки прайс-лист ZIP
 
команда   БРАТЬЯ ЛЕШЕГО   нпп солитон

 

                     
 

ЭКСПЕДИЦИЯ "НА КУРОРТЫ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА"

 
     
     
     
  << Назад Продолжение >>  
     
     
  В Сеяху въехали ночью, а сейчас есть возможность повнимательнее рассмотреть один из "курортов" Северного Ледовитого Океана.  
     
     
     
       
     
   
     
   
     
   
     
   
     
  Дружелюбные лица, красивые девчонки, но нам опять в тундру. Встретили КамАЗ на въезде в Сеяху, говорит, ехал трое суток 150 км  из Сабетты. Встаём в его след и «полетели». Тундра ровная как стол. Движемся вдоль западного берега губы строго на север. Где лёд, где суша -  совершенно непонятно, всё одинаково. Знает только Навигатор со своим комплектом навигационного оборудования.  
     
   
     
  При пересечении ручьёв, впадающих в губу, надо быть предельно внимательными. Используем ручную проводку, благо штурмана – профессионалы  
     
   
     
  Встречаются заготовки дров по-ненецки. Для местных развозят по тундре брёвна, которые они потом пилят и увозят в стойбища.  
        
   
     
  До Сабетты километров сорок, настроение на подъёме, мы в радостном нетерпении, но в этот момент по «закону жанра», как в типовом голливудском фильме, происходит нечто. Слышен характерный хлопок, и мы понимаем, что «приехали». С колесного диска срывает покрышку.  
     
   
     
   
     
 

Проблем с колёсами в этой поездке у нас ещё не было, а ведь на этих «пневматиках» только в этой поездке прошли уже более 2300км. Стандартные «махинации» и «танцы с бубном» вокруг колеса, и мы опять на ходу.
Впереди на горизонте что-то замаячило. Здесь кроме тундры ничего нет, значит, это цель нашей поездки - это Сабетта !!!
По сложившейся традиции въезжаем на очередной «курорт» ночером, то есть поздним вечером.
Сабетта, как оказалось, представляет собой технотронный конгломерат из автобанов, соединяющих между собой буровые вышки, несколько жилых посёлков, морской порт, аэропорт под любые типы самолётов, завод по сжижению природного газа и много чего ещё непонятного, но наверняка необходимого.
Сабетта - урбанистический оазис в бескрайней тундре. Несмотря на значительную площадь, занимаемую всей этой стройкой, в масштабах Ямала всё равно это маленькое пятнышко, условно освоенное человеком. Смотришь на глобус и поражаешься, как всё это можно было доставить в такую глушь. Сотни тяжёлых машин, десятки буровых, трёхэтажные комфортабельные дома для вахтовиков, спец. оборудование для завода, порта и аэропорта и т. д. и т. д. Северный морской путь работает, и углубление канала по губе до порта Сабетта для судов морского класса полностью себя оправдывает.

 
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
 

    

 
   
     
   
          
     
  Накатавшись и нафотографировавшись, мы едем «на центральную усадьбу» «сдаваться». Как выяснилось впоследствии, перемещение «посторонних» людей и машин по территории «оазиса» без разрешения и сопровождения запрещено. В администрации на нас как-то странно смотрят. Внимательно и долго изучают наши документы. Женщина, секретарь постоянно задаёт одни и те же вопросы – КАК и ЗАЧЕМ мы сюда попали, сотрудники администрации в лёгком недоумении. Попасть в Сабетту можно только одним путём – служебным самолётом с бесплатным билетом. Но ничего, страсти потихоньку успокоились, все необходимые согласования с Москвой по телефону сделаны. Сдаём на хранение оружие и боеприпасы, проходим необходимый инструктаж, получаем машины экскорта с охраной и нас заселяют в жилой административный блок. Мы приятно удивлены уровнем сервиса в этом «временном» жилье. Комфортные двухместные номера со всеми удобствами были предоставлены нам совершенно бесплатно. Но мы уже привыкли к «вольной» жизни, и зарегламентированные удобства нас несколько тяготят.
Официальная цель экспедиции достигнута!
Как всегда бывает в таких случаях, почему-то это не сильно радует. Но у нас есть запасной план!
Принимается решение о движении дальше на север. Мы, конечно, помним про тающий зимник по 501 стройке, у нас осталась одна запаска на две машины, мы не знаем, где заправиться в бескрайней тундре, но перспектива пробиться выше по широте напрочь отбивает здравый смысл.
Выспавшись и насмотревшись на дневную Сабетту, пообедав в местной столовой, мы в сопровождении бдительного конвоя покидаем гостеприимных хозяев. Следующий наш «курорт» - Тамбей.
Тамбей – это посёлок на «полтора дома», но там есть участковый, магазин и заправка.
 
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
      
     
     
  Встречаем семью, приехавшую с севера.
В результате расспросов узнаём, что где- то там на северо-запад от Тамбея есть самая северная на Ямале 50 буровая. Её ещё называют Малыгинская. Мы теперь точно знаем нашу следующую ближайшую цель.
Мы движемся по широким официальным зимникам. Через каждые 50 километров стоят дорожники. Ночью нас останавливают ненцы. Стандартные вопросы – кто такие, куда едете, а это у вас что (показывают на машины). Понравилась бандана – с удовольствием дарим, фото на память и дальше. Люди доброжелательные.
 
     
   
 
  Встретились два Трэкола. Оказалось, местное «начальство». Остановились, рассказали о себе и своей ближайшей цели (про 50 буровую). Нам дали дельные советы и сказали к кому обратиться на буровой. На том и разъехались.
Буровая встретила нас красивейшей иллюминацией. Встаём в зоне прямой видимости от жилых модулей. Ужин, отдых. Утром знакомимся с хозяевами буровой, и, оказывается, про нас уже знают и получили по нам соответствующие указания. На Севере «сарафанное» радио работает очень эффективно и быстро.
 
     
   
     
  Выясняем, что на Малыгинской буровой заканчиваются все зимники. Смотрим на карту и понимаем, что до самого края Ямала «всего ничего» - около 100 километров. Сомнений никаких, только вперёд! Навигатор по точкам выставляет трек. Получается какой-то извилистый. Смотришь на тундру - вроде плоская и ровная, но надо помнить об озёрах с газовыми пузырями; ручьях, промывающих узкие, но глубокие каньёны; речках с крутыми берегами и тому подобными тундровыми прелестями. В общем, Антон и Андрей, долго колдуя над картой, выдают вердикт – готово!
Теперь мы сами, используя весь свой появившийся опыт, «бьём» зимник. Странно, но у нас неплохо получается. Скорость достигает немыслимых 10 км/час. Сейчас, при четвёртом члене экспедиции, мы идём в режиме 2х2. Так что тропим зимник по очереди, получая явное удовольствие от этого. Давление в покрышках спущено до 0.17 атм., что при нашем весе давно за гранью разумного, но по другому никак.
 
     
   
     
   
     
   
     
   
     
  Трек проложен грамотно, и мы хоть и петляем, как зайцы, зато без жёстких засад движемся вперёд. Заполярная тундра нам уже не кажется безжизненной пустыней, встречаем множество звериных следов и симпатичненьких, красивчатых, белоснежных песцов, которые хотя и полностью сливаются со снегом, но при пробежках выдают себя тенью. По следам находим их норы. Далеко на горизонте увидели Чум. Нас не пропускают мимо.  
     
   
     
  Знакомимся. Как охота, олени, кратко о себе… и дальше. Машины едут, погода отличная, настроение приподнятое, в общем – жизнь по-настоящему удалась!
Неотвратимо мы приближаемся к очередной цели нашей поездки, самой северной точке Ямала. В нашем сознании начинает созревать очередная авантюра – попасть на остров Белый.
И вот мы на пляже!!!
Ямал пройден полностью, правда, в одном направлении. Сходим с береговой линии и упираемся в прибрежные торосы – мы на льду, уже даже не на Ямале, а на припае Карского моря в проливе Малыгина. Выходим из машин и наслаждаемся красотой и тишиной. Приходит осознание оторванности от цивилизации, осознание географической отдалённости места, куда мы смогли приехать. Звонки по спутниковому телефону вносят некий диссонанс в ситуацию. Потихоньку проходит эйфория, и мы всё-таки задумываемся, что же дальше. Пролив Малыгина в этом месте всего 13 км. Там остров Белый – как говорят местные, родовое гнездо белых медведей. На северо-западной оконечности острова, примерно в семидесяти километрах от нас, находится метеостанция. Там должны быть два полярника, а значит, и топливо. После неких сомнений принимаю решение идти на остров Белый, тем более команда настроена на этот рывок. Ну, а пока спать, утро вечера … всё покажет.
 
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     
  Осмотр техники на свежую утреннюю голову показал, что у нас проблема с покрышкой на «Бойце». Шли то мы на предельно малом давлении, и корд не выдержал нагрузки. У нас нет запаски, а вернуться домой всё-таки хотелось бы. После молитвы всем шиномонтажным богам приступаем к реанимации умершей покрышки с помощью всех имеющихся на борту средств.
Поездка на Белый к огромному сожалению отложилась.
Мы на апогее своего путешествия.
Фотосессия на память сверху, снизу, сбоку во всех мыслимых позах, конфигурациях и составах и аккуратненько на полусогнутых назад, домой.
Покрышка дотерпела до 50 буровой. Нас уже встречают как давних знакомых, тем более мы дошли до края земли (Ямальской).
 
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     
  Наши новые знакомые делают нам королевский подарок – вручают покрышку от Камаза. При одинаковом посадочном размере она в два раза уже нашего диска с очень большой толщиной борта. Монтаж её серьёзно осложняется сильными морозами. Покрышка словно каменная. Но у нас есть опыт по прежним экспедициям впихивать не впихиваемое. Очень жёсткая проблема с резиной у нас была при поездке в Ванавару. Но справились тогда, уверены, что справимся и сейчас. Цепляем запаску на буксир и погнали.
Подъезжаем к дорожникам, нас усаживают за стол, потчуют дичью, требуют рассказов об экспедиции, всё как всегда душевно и доброжелательно.
 
     
   
     
 

 

 
     
  Узнаём про зимник на Бованенково, говорят, что туда доедем, а дальше дороги на Салехард нет. Вариантов никаких. Идти по восточному пути неинтересно, мы там были, а западная часть Ямала для нас пока белое пятно. Поэтому нам туда.
Опять проблема с покрышкой. Уже и ремни её не держат. Мы опять остались без одного колеса. У нас есть запаска для «Ратибора», но она по посадочному на дюйм больше. Мы везём с собой порванные покрышки, разбрасываться ресурсами в автономке нельзя. После хирургического вмешательства (вырезка посадочных колец), получаем приемлемую конструкцию из двух покрышек с надеждой на дальнейшее движение. Как показала практика, этот ремонт колеса оказался крайним, проблем по резине больше не было.
 
     
   
     
   
     
   
     
  Начала портиться погода. Мы идём по официальному зимнику, где обозначены повороты столбиками, и как-то можно по ним ориентироваться.  
     
   
     
   
     
   
     
  Нулевой километр – это кордон со шлагбаумом при въезде в Бованенково. Опять телефонные согласования - и шлагбаум перед нами поднят. Широкие асфальтированные дороги, видно, что люди здесь обосновались уже давно. Но нет того лоска, как в Сабетте.  
     
   
     
   
     
   
     
     
     
  << Назад Продолжение >>  
     
     
     
 
 
 

    

 

 НПП "СОЛИТОН"